История бренда Vetements

31 января 2018

Два грузина и шесть неизвестных


2018 год станет четвертым сезоном молодого, но уже получившего известность бренда Vetements. Стремительный взлет никому до 2014 года не известной марки весьма удивил (если не сказать шокировал!) модную общественность. Кто такие эти молодые люди и что такое странное они нам показывают?



Основателем бренда безусловно считается молодой дизайнер грузинского происхождения Демна Гвасалия — выпускник Королевской Академии изящных искусств в Антверпене. Также известно, что его правой рукой является его брат Гурам, а помощниками — группа молодых дизайнеров-энтузиастов (сначала вся команда состояла из 8 человек, включая братьев), которые не спешат «светить» для общественности свои лица и имена. Дизайнеры-анонимы?! Одно это уже интриговало. Просочилась информация о том, что остальные ребята, как и Демна, пришли в мир моды отнюдь не «с улицы» - среди них есть выпускники Central Saint Martins (Лондон) и Венского Университета прикладных искусств ( Die Angewandte).

Демна, по видимости, имеет самый обширный опыт в fashion-индустрии из всей компании — он уже успел поработать в Maison Martin Margiela в Париже (протекцию ему составил преподаватель из Королевской Академии Вальтер фон Бейрендонк). Marc Jacobs, Louis Vuitton, а затем и в. Он уже затеял свой собственный проект, когда в 2015 его пригласили на должность ушедшего Александра Вэнга — а именно, на пост креативного директора старого и заслуженного дома Balensiaga.



До 17 лет Демна проживал в родной Грузии — и даже учился в Тбилисском государственном университете на экономическом факультете. Для будущего дизайнера курс вовсе не бесполезный! А любовь к сочинению новых моделей одежды досталась парню от… бабушки, которая умело и со вкусом превращала еще советских времен, уродливые одежки в красивые и необычные.

В марте 2014 года состоялся первый показ бренда Vetements — но где! Гей-клуб Le Depot — ничего себе место для показа! Представлено было всего 17 моделей, но индустрии моды хватило и этого, чтоб заговорить о новом веянии в своем мире.

Второй показ состоялся в не самом фешенебельном, если не сказать хуже, китайском ресторанчике… Дизайнеров назвали «маргиналами» — но сделали это восторженно.


Что значит «просто одежда»?!


Почти все, что можно сказать об этом новом нестандартном бренде, заложено в его названии. С французского — просто «одежда».

Демна Гвасалия сдержанно относится к высокой моде: он считает модели haute couture предназначенными для того, чтоб смотреть на них с удовольствием. Любоваться. Но носить их в обычной жизни, не на подиуме, сложно. Он озвучивает главный принцип своего бренда: одежда, которую хочется иметь и носить каждый день. Пусть не байер приедет за всей коллекцией, а человек выберет себе модель по душе в магазине! И почему бы на подиум не выйти не одинаково-фигуристым стройняшкам из агентства, а ребятам и девушкам попроще — ну, например, курьерам из DHL? Vetements так и делает. Моделью может стать кто-то, встреченный на улице!



Все модели бренда пригодны для ежедневной носки — если, конечно, вы молоды или просто любите необычно одеваться. Прет-а-порте — вот сегмент, в котором работает Vetements, платьев и костюмов, в которых можно только стоять и ходить, но дышать, пить пиво и танцевать уже нельзя, у них просто нет. Объемные толстовки-худи, самые обычные тренчи и куртки-бомберы в руках молодых и очень творческих дизайнеров преображаются: странные пропорции, как можно более свободный силуэт, достигаемый за счет увеличенных размеров, фактурные «урбанистические» ткани. Да, это безусловно городская мода. Хватает и забавной несуразицы — или сапожищи, в которых впору ходить на зимнюю рыбалку, или платьишко в цветочек, или специально удлиненные рукава. Такое тоже безусловно будут носить — самые молодые и дерзкие. Есть и находки: сапоги в цветочек — это Vetements! Еще есть каблуки-зажигалки и ботильоны, притворяющиеся носками...



Второе принципиальное отличие бренда от всех остальных — намеренное нежелание делить коллекции по половому признаку. Стилем унисекс, конечно, вряд ли кого сегодня удивишь, но в показе мужская и женская линейки все же презентуются обычно отдельно. Но только не у Vetements, бренд включает множество моделей, подходящих человеку любого пола как полностью, так и отдельными элементами. Глядя на фотографии показов, иной раз даже трудно понять, существо какого пола слева или справа!



Третья характерная особенность — манера съемки лук-буков. Vetements снимают все в форме бэкстэйдж — да, будто мимоходом, не все аккуратно, не постановочно. Но лучше, считают они, потратить средства на создание и воплощение новых образов, чем на долгие и дорогие съемки моделей в красивых позах.


Говорит Демна


В интервью изданию 1granary Демна Гвасалия рассказал кое-что о своем обучении в Королевской Академии изящных искусств, позиционировании бренда Vetements и организации своего бизнеса.

Дизайнер-бунтарь утверждает:

"Преподавание в

Академии ведется в отрыве от настоящего положения дел в

fashion-индустрии.

Там учат чему угодно, но не главному: как создать собственный бренд? И у него,

таким образом, было всего два пути: или набивать шишки, обучаясь на своих

ошибках, или учиться взаимодействию с индустрией у работающих дизайнеров. Он

пошел по второму пути. И до сих пор считает, что работа у Мартина Маржелы — это

бесценный опыт. Тот, собственно, тоже любит сочетать несочетаемое и производить

одежду из чего угодно — джемпер из носков, жилет из игральных карт, женское

вечернее платьишко из черных мужских галстуков…"


Что же касается бизнеса, Демна говорит, что деньги — грант, полученный после выигранной ими премии LVMH Prize — они потратили на увеличение штата и кое-какое расширение производства. Сейчас они работают на 80 магазинов, а самих дизайнеров стало 13, а не 8, и теперь еще трое сидят с Демной за одним столом. Приходится планировать производство очень тщательно. И принципиально избегать желания удовлетворить возрастающий спрос, если это происходит в ущерб качеству.

Главное, по его мнению, понимать две важных вещи: делать нужно то, что ты любишь, заниматься творчеством — но так, чтоб сделанное тобой обязательно было кому-то нужно. Тогда будут и деньги.

«В Париже новичкам хорошо. Тут все слишком корпоративно — слишком много серьезных модных домов. Но люди хотят другого — и разного!»

Исследования рынка Vetements проводит… по социальным сетям вроде Фейсбука! Демна полагает, что это то, что нужно — быть в диалоге со своим клиентом. «Приятно видеть, как одетые в наши шмотки друзья курят и слушают музыку.»


2018: январь на блошином рынке




Нестандартные места показов — стиль Vetements, и в этот раз они не стали ждать февраля, когда проходят все серьезные показы.

На этот раз бледненькие, по-подростковому чуть диспластичные, с ассиметричными лицами молоденькие модели Vetements дефилировали в коридорах крытого блошиного рынка — привет учителю Мартину от ученика Демны (Маржела, было дело, обставлял свои дефиле мебелью с блошиных рынков, а то и со свалки). Замечены камуфляж (в основном брюки), яркие шейные и головные платки и все тот же задорный, но так диковато смотрящийся в городе цветочный принт. И тем не менее, хочется отметить безупречный вкус ребят: если смотреть всю коллекцию сразу, она не производит впечатления «вырви-глаз» - цветовые решения удивительно сдержанны для уличной молодежной моды.



istoriya_vetements_hype_ua